Описание образовательной программы основного общего образования

МБОУ « Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н»

Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры школьников. Формирует духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Образовательная программа предназначена для определения перспективных направлений деятельности учреждения в связи с имеющимся социальным заказом и прогнозом его изменений.

Программа адресована:

а) учащимся и родителям (законным представителям)

-для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

-для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;

б) учителям

-для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;

в) администрации

-для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;

-для регулирования отношений субъектов образовательной деятельности, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н» являются:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
  •  

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
  •  
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании ;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
  • – обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, создание необходимых условий для самореализации каждого школьника;

Участниками образовательного процесса в МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н» являются обучающиеся школы, педагогические работники, педагог-психолог, педагоги учреждений дополнительного образования, врач, родители (законные представители) обучающихся. В основной школе сложившийся творческий педагогический коллектив, основная масса которого - это учителя первой категории. Три учителя с высшей категорией. Два учителя аттестованы на соответствие занимаемой должности. Один учитель со средним специальным образованием, остальные педагоги имеют высшее образование. Большая часть учителей имеют большой педагогический стаж.

Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта, содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание работы школы и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов;
  • программу воспитания и социализации обучающихся, включающую духовно- нравственное воспитание, профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план основного общего образования МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н» как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
  • систему условий реализации основной образовательной программы.

Программа является руководством к действию для педагогического коллектива МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н» на период 2015-2020 гг. Рабочие программы учителей являются приложением к данной образовательной программе.

 

Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения переходит совершенствование внеурочной деятельностиПланируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно- методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой

Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является чёткое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Интегративным результатом выполнения требований основной образовательной программы образовательной организации является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательной организации, реализующей ООП ООО, условия:

        • соответствуют требованиям ФГОС ООО;
        • обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;
        • учитывают особенности образовательной организации, ее организационную структуру, запросы участников образовательного процесса;

предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума, в том числе и сетевого взаимодействия