Описание основной образовательной программы

начального общего образования

МБОУ « Уральская СОШ имени

Героя социалистического труда Манина Е.Н»

 

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н.» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507, с учѐтом примерной Основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015г.). Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню обучения картины мира;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Родной язык, Литературное чтение на родном языке, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.

В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся и по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Основными субъектами образовательного процесса являются учащиеся, родители (через участие в родительском комитете), педагоги, общественность (через участие в Управляющем совете школы).

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО, то есть создание оптимальных условий для развития грамотной, духовно богатой, физически здоровой, эмоционально стабильной, творчески мыслящей личности, соблюдающей нравственные нормы, способной к самоопределению и саморазвитию.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н» основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование общей культуры, духовно­нравственное,
    гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);

  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н » (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определениеи выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

– обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО,

образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

– являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно­методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно­деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно­практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями: познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Участниками образовательного процесса в МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н» являются обучающиеся школы, педагогические работники, педагог-психолог, педагоги учреждений дополнительного образования, врач, родители (законные представители) обучающихся. В начальной школе сложившийся творческий педагогический коллектив, основная масса которого - это учителя первой категории.

Приоритетные направления: · ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность; · формирование мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников; · совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий; · сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся; · развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды. Принципы реализации программы: · программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы; · принцип преемственности данной программы, программы развития и программы образовательного учреждения; · принцип информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе; · принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; · включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства. Прогнозируемый результат: · повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования; · проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника; · обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения; · творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике; · удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

 

Содержание основной образовательной программы МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н » отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

 

Целевой раздел определяет общее назначение, цель, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

программу духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает:

учебный план начального общего образования;

план внеурочной деятельности, календарный учебный график;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н » обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен и организаций дополнительного образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусмотрены: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся; внеурочная деятельность.

МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н », реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:

с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в этой образовательной организации;

с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, закреплены в заключѐнном между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Интегративным результатом выполнения требований основной образовательной программы образовательной организации является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в МБОУ «Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.Н» , реализующей ООП НОО, условия:

  • соответствуют требованиям ФГОС;

  • обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

  • учитывают особенности образовательной организации, ее организационную структуру, запросы участников образовательного процесса;

  • предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума, в том числе и сетевого взаимодействия.